Прежде у нас уже была опубликована статья о биопанке, а вот сегодняшняя тема статьи — паропанк. За 5 лет жизни в городе Львове, со всей его красотой, автора болем всего очаровал железнодорожный вокзал, в частности перроны. Огромный дебаркадер, принимающей в свое жерло поезда, изумляет, когда впервые в него попадаешь. С тех пор автор набрался ума, начитался, и это место стало для него олицетворением жанра стим-панк. О нем и пойдет речь.
Википедия дает такое определение стимпанку:
Стимпанк или паропанк (англ. steam + punk, «пара + протест, конфликт») — подвид фантастики, действия которой происходят в мире, где широко используются технологии паровых машин, заменяющих электронику.
Поэтому обманывать себя не будем и возьмем это определение за основу.
В мире стим-панка основной движущей силой является паровая тяга. Все, что у нас работает от электричества, в том мире приводится в действие паром. Сидите перед компьютером и думаете, что такое невозможно? Почитайте «Разностная машина» авторства Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга.
Общая стилистика декораций представлена ??обычно в виде мира 19-го века — чаще всего это Европа (Англия Викторианской эпохи), или же Америка (времена Золотой лихорадки). В паропанк можно выделить следующие основные внешние признаки жанра:
- Технологии работают на принципе механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития: паровозы, гражданские и боевые корабли на паровом ходу, в том числе очень больших размеров, паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы (часто на паровом ходу) и другие (довольно загадочные) механизмы, сделанные из клепаного металла, медных труб и дерева. Аналоги киборгов и роботов. Машины в изобилии обеспечены рычагами и приборами с часоподобными циферблатами и стрелками.
- Аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами. Женщины в корсетах и ??кринолинах с капоров на голове и чулками с подвязками на ногах.
- Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, брусчатка, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы, пабы, бордели.
- Персонажи: демонические ученые-инженеры (Виктор Франкенштейн), преступники-маньяки (Джек-Потрошитель) и «идейные» преступники (профессор Мориарти), путешественники, детективы (Шерлок Холмс), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии , капиталисты-промышленники, потомственные аристократы (часто обедневшие), мелкие служащие и клерки, проститутки, добропорядочные семейные граждане.
- Общественные настроения конца XIX — начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести, пуританство (по крайней мере внешнее) и т.д. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения.
История возникновения:
Впервые термин «стимпанк» появился на страницах журнала «Locus» в 1987 году, как результат попытки журналистов определить киберпанк (о котором мы расскажем вам немного позже) с другой стороны. Как результат, появилось новое определение, которое вступило в сило как синоним. Первые произведения в жанре отличались от киберпанка только особенностями мира, то есть значительных различий не было. Всего-навсего действо отвергали в другую эпоху (в другой мир, на другую планету). Однако впоследствии в жанре стали появляться свои особенности. Таким образом, жанр дополнен нуарнистю и стилистике диалогов.
Паропанк довольно недолгий период существования пробыл в «чистом» виде, а в основе всех современных произведений намешано всего, чего только можно себе представить.
Для первых представителей жанра характерна утопичность вселенной. Например, в «разностной машине» мы видим типичное полицейское государство, где власть честно руководит и за всем следит. Большинство классических произведений этого жанра является находками для фанатов Оруэлла и Мора.
Паропанк разделили на поджанры:
1) Альтернативно-исторический стимпанк. Здесь обычно мир приобретает признаки стимпанка в определенное время истории, когда развитие науки пошло другим путем.
2) Фэнтезийный стимпанк. В мире наряду с паровыми технологиями процветает магия. Соответственно такой порядок делится на два лагеря — фанатов техники и фанатов магии (мир «Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura»), или же взаимодополняются (серия книг по вселенной Бас-Лагу, Ч. Мьевилль). Характерной чертой для этого поджанра является наличие других рас. Люди разделяют вселенную с эльфами, гномами, орками и другими созданиями, рожденными фантазией создателей (Хепри, Гаруды). Однако здесь также не без разделения: в эльфов рулит магия, а гномы всегда мастера машиностроения и техники.
На вики (как и на других порталах) вы сможете найти еще много других поджанров, но их можно отнести к чему-то вроде «а у нас будет свой паропанк, с блэк-джеком и шлюхами». Суть редко где меняется. Отдельно хочется выделить идейный паропанк, в частности, людей, которые считают, что такой есть. События в таком происходят в ту же эпоху, и с теми же декорациями, описываемые в этой статье, однако здесь отсутствует элемент фантастики. Для примера можно назвать последнюю экранизацию романа о детективе Шерлоке по режиссуры Гая Ричи. Трудно это принять, поскольку фантастика должна присутствовать, а не только события, которые внешне отражают историю.
Еще статьи сайта: